Корреспондент.ру - На главную
ГлавноеНовостиПолитикаЭкономикаОбществоКультураТехнологииСпортЖизньЗдоровьеФорум 

Главная | Культура // Максимилиан Волошин. К 130-летию со дня рождения поэта.

Максимилиан Волошин был очень колоритной фигурой. В нем гармонично сочеталось гостеприимство, щедрость, доброта, потрясающая образованность, балагурство, безграничная фантазия, отзывчивость. О прекрасных свойствах его характера написано немало страниц. И это неудивительно, помимо выдающегося характера, Господь не обделил его чрезвычайно выразительной внешностью: крепкий, басистый, с огромной курчавой шевелюрой и бородой, этот человек не мог просто остаться незамеченным и оставить равнодушным того, кто имел честь с ним общаться.


Максимилиан Александрович Волошин родился в Киеве в 1877 году. Раннее детство его прошло в Таганроге и в Севастополе. В четыре года маленького Максимилиана привезли в Москву, где он и начинает писать стихи. В 1893 году семья переезжает в Крым, который стал его второй родиной. Привольный Коктебель и полуитальянская Феодосия подсознательно воспитывают «дух и мысль» юного Волошина. По настоянию матери Максимилиан поступает на юридический факультет Московского университета, из которого за участие в студенческих забастовках его в 1900 году исключают. Волошин переселяется в Париж в 1901 году. В этой столице мировой моды он становится самобытным поэтом, увлекается живописью, дружит с русской художницей Е. Кругликовой, слушает лекции в Школе изящных искусств и Сорбонне, демонстрирует серьезную эрудицию. Он занимается переводами произведений Готье, Леконта де Лиля, Эредиа, чуть позже Верхарна. Из Парижа пишет в русскую газету «Русь» и журнал «Весы».

Из Франции Волошин путешествует по Средиземноморью. Он обращает свое внимание на все, что творится вокруг. Горизонт его мировоззрения расширяется. В это де время он увлекается оккультизмом.

На родине к нему относятся однозначно – парижанин. Андрей Белый писал о нем, что это поэт «насквозь пропариженный до цилиндра», Марина Цветаева считает, что ясным источником в его творчестве была Франция. Париж настолько затмил его воображение, что Максимилиан всегда на него ориентировался, ссылался, считал своим настоящим домом. Не любил он только Эйфелеву башню, он называл ее Тейфелева, то есть, чертова, считая, что Парижу она чужеродна, что она олицетворяет столь неприемлемый для Волошина прогресс. Франция пристрастила Волошина к сложной классической строфике и отчетливости художественной формы, к живописи и стремлению переносить изобразительные принципы в поэзию, к истории и проблематике революций.

Большое место занимает Париж в первой книге стихов Волошина. В цикле «Париж», состоящем из 11 стихотворений, преобладает словесное изобразительное искусство, соединяются принципы импрессионистской живописи и парнасской поэзии.

Волошин становится известен в русских кругах как автор статей для журналов, газет, альманахов. Занимается он также и лекторской деятельностью, которая принесла ему некоторую популярность в соответствующих кругах.

Первый сборник его стихов выходит в 1910 году, через четыре года сборник статей под названием «Лики творчества», еще через два – второй том стихотворений.

Максимилиан близок по духу символистам. Их роднит увлечение оккультизмом, а также пантетика во взглядах на мир. Однако символистам присуща идея двоемирия, чего нельзя сказать о Волошине. Он принимал только настоящий реальный мир, и его привлекала больше земная эстетика, чем «витание в облаках».

В 1903 году поэт знакомится с любовью всей своей жизни художницей Маргаритой Сабашниковой. Они объединили свой союз узами брака, но он, к сожалению, продлился совсем недолго – всего год. Расхождение их мировоззрений было очевидным: Маргарита окружила себя сказками и вымышленным миром, в то время как Максимилиан принимал только материальную сторону мира.

Что касается его произведений, то главная мысль его раннего творчества – антитеза Мгновения и Вечности, противопоставленность этих двух аспектов времени. Из них Волошин выражает особую приверженность к Мгновению, как к тому, что реально существует в этом мире. Но не категоричен он и по отношению к Вечности, за созданными им образами скрывается направленная в даль временная перспектива.

И. Анненский одобрял антифилософичность поэта, так как сам весьма скептически относился к символистам, считая, что для них философия стала «как бы интегральной частью всего их существа».

Одно из главных поэтических открытий Максимилиана Александровича – это многогранный образ Восточного Крыма. Он высоко ценил точность слова, что отчетливо проявилось в двух циклах стихотворений, посвященных столь полюбившейся ему Киммерии: 1906-1908гг. – «Киммерийские сумерки», 1910-1926гг – «Киммерийская весна». Здесь не найдешь романтических пейзажей, мягкости умбрийских просторов, природного совершенства. Перед нами предстают картины бесконечной пустыни, пыльной полыни, которые создают впечатление скудной, суровой почвы. Однако этот пейзаж все же привлекает своей первобытной мощью, дикостью, неаккуратностью, и в этом есть своя прелесть, потому что жизнь для Волошина прекрасна во всех своих проявлениях.

Пристрастие Волошина к парадоксам вызывало раздражение даже у союзников символистов. Поэт противостоял декаденству, модному в то время в кругу русских модернистов.

Несмотря на всю серьезность в подходе к делу, Максимилиан Александрович слыл также и весельчаком, в 1909 году посылая в журнал «Аполлон» стихи в надушенных конвертах от загадочной поэтессы, называвшей себя Чебурина де Габриак. Читатели журнала, среди которых были Гумилев, Анненский, Маковский, Иванов, считали ее прекрасной и были даже влюблены в эту незнакомку. Но, как позже оказалось, придумал ее сам Волошин, чтобы поиздеваться над склонностью поэтов к декаденству и подорвать символизм, поэтому символисты его отвергли и он остался в одиночестве.

В советские годы он создал в своем доме Коктебельскую художественно-научную экспериментальную студию, в которой могли отдыхать у моря деятели культуры. Всегда желанными гостями в его доме были Андрей Белый, Валерий Брюсов, Корней Чуковский, Илья Сельвинский и многие другие художники слова. Это был круг единомышленников, чувствующих себя легко и свободно в атмосфере духовного тепла.

Это не мешало доброжелателям создавать многочисленные легенды о поэте, за которыми чаще стояла личная обида. В декабре 1929 года неожиданно творчество поэта прекратилось – с ним случился инсульт. Этому способствовали постоянные нападки на Максимилиана Александровича недоброжелателей, их преследования и ложные доносы.

В июле 1932 года у поэта обострила астма, осложнившаяся воспалением легких. И 11 августа Максимилиан Волошин ушел из жизни…

На протяжении всей своей жизни поэт был тверд в отстаивании своих позиций, он всегда был верен самому себе и не переступал через собственные принципы и взгляды. Будучи человеком религиозным, он с готовностью принимал все, что посылала ему судьба.


Крючкова Вера

Фоторепортажи
Министерство иностранных дел разрешило российским гражданам въезд в Египет

«Горячая линия» Путина

Национальная программа демографического развития РФ дает первые результаты


Реклама
Опрос
Собираетесь ли Вы пойти на выборы?
Проголосовало: 2092
Архив опросов
Новости партнеров