Корреспондент.ру - На главную
ГлавноеНовостиПолитикаЭкономикаОбществоКультураТехнологииСпортЖизньЗдоровьеФорум 

Главная | Культура // Балы в России

Первые балы, которые назывались французским словом «ассамблея», были учреждены Петром 1 двадцать пятого ноября 1718 года специальным указом. В указе говорилось: «Ассамблея – слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно; обстоятельно сказать – вольное в котором доме собрание или съезд делается не только для забавы, но и для дела. Ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава…»


Для ассамблеи предназначались четыре больших комнаты, соответственно в каждой из которых танцевали, беседовали, курили табак и пили вино, в последней комнате играли в шахматы и в шашки.

Все придворные по очереди давали ассамблеи. В чьем доме собираться решал сам Петр I. Об ассамблее извещали развешанными на перекрестках объявлениями и барабанным боем. Кроме слуг и крестьян, на ассамблею мог придти любой человек, прилично одетый. Здесь были вельможи и чиновники, купцы, духовенство, ремесленники. Все семейные должны были приводить с собой жен и взрослых дочерей.

Играл духовой оркестр, который состоял из труб, фаготов, литавр, валторн и скрипок. В то время русские люди не умели танцевать, учили их пленные шведские офицеры, могли научить и жительницы Немецкой слободы. Искусство танцев и непринужденного общения давалось тяжело и медленно.

Во время ассамблей угощали чаем, кофе, медом, вареньем, предлагали пиво, вино, водку.

В ХVIII – ХIХ веках ассамблеи или русские балы прочно вошли в обиход и проникли во все слои населения, даже в деревнях стали танцевать кадриль. При проведении балов существовали определенные правила, этикет, соответствующие определенной эпохе.

Балы в России не устраивались во время религиозных постов и траура. Обычно бальный сезон продолжался с Рождества и до последнего дня масленицы. От участия в придворных балах приглашенных могла избавить только очень серьезная причина, например, болезнь. На придворных балах следовало появляться только в полной парадной форме и с наградами. Для дам шились богатые бальные платья специального фасона – они расшивались золотой нитью.

Особым великолепием отличались великосветские балы конца ХVIII века и начала ХIХ века. Считались они очень престижными. Признаком большого праздника были свечи, тысячами горевшие в залах. В то время свечи были очень дорогим удовольствием. Лестницы застилали дорогими коврами, из маленьких фонтанчиков текла душистая вода, из курильниц распространялся ароматный дымок, повсюду стояли тропические растения. К ужину подавались ананасы, персики, виноград, клубника, дорогие вина и различные необыкновенные блюда.

Общественные балы имели много разновидностей, давались они в провинции. Проводились в зданиях Благородного или городского собрания, в театрах, клубах, в частных домах. Посещали эти балы чиновники и помещики, военные и учителя, художники и артисты, и многие другие. Деньги на балы собирали вскладчину или продавали входные билеты.

Самыми веселыми получались балы семейные, которые устраивали в семейные праздники, приглашая родных и близких знакомых.

Летом на дачах и в загородных имениях проводились летние балы или сельские праздники. Здесь была музыка, танцы, фейерверки.

После смерти Петра I бальный ритуал стал более строгим. Курение и спиртные напитки были запрещены, а играть стали в карты.

Ко второй половине ХVIII века русское общество научилось правильно танцевать и овладело хорошими манерами. Заслуга этих достижений принадлежит танцмейстерам (в переводе с немецкого – учитель танцев), – они играли очень важную роль в эпоху балов. Танцмейстеры должны были учить танцевать, осваивать хорошие манеры, легко и непринужденно двигаться, свободно держаться в обществе. На занятиях учились ходить, садиться, надевать и снимать перчатки и шляпу, обмахиваться веером, входить в карету и выходить из нее.

Знаменитым танцмейстером в Москве был Иогель Петр Андреевич. С 1800 года Петр Андреевич учил четыре поколения москвичей. Он пользовался в Москве заслуженным авторитетом, был лучшим мастером своего дела. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» писал, что у Иогеля были самые веселые балы в Москве, на которые приезжали только те, кто хотел танцевать и веселиться. Иогель снимал большие залы в домах вельмож для проведения балов. На одном из таких балов А.С.Пушкин познакомился со своей будущей женой – Натальей Гончаровой. Так же Иогель учил воспитанников танцам в Университетском благородном пансионе, в котором учились В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов.

Очень важной фигурой на балах считался распорядитель танцев или бальный дирижер, в обязанности которого входило давать оркестру команду начинать и заканчивать играть, объявлять по-французски названия танцев или отдельных фигур. Сам распорядитель должен был танцевать в ведущей паре. Он напоминал, подгонял и останавливал танцующих. Чтобы все танцевали, он мог представить даме незнакомого ей кавалера. Заботился об отдыхе музыкантов.

Танцевали в ХVIII веке менуэт, полонез, гавот и различные контрдансы. Императрица Елизавета Петровна ввела обычай приходить на каждый бал в новом роскошном наряде. Специальными указами предписывалось в костюмах какого фасона и цвета надо явиться на предстоящий бал. Для ХVIII века бальные платья должны были быть из золотой или серебряной парчи, тяжелого штофа, блестящего глазета или бархата. Бальное платье в ХIХ веке шилось из тонких и легких материалов. Его делали открытыми, с короткими рукавами. Оно приоткрывало ступни почти до щиколоток.

Девушек, которые впервые выезжали в свет, готовили особенно тщательно. Их платья были светлыми, в основном - белыми с отделкой цветами или легкими лентами. Так же букетик цветов или банты должны были украшать волосы молоденькой девушки, замужняя женщина надевала головной убор.

Мужчины были без головных уборов, вместо брюк они надевали специальные светлые штаны до колен с белыми чулками и открытыми башмаками с пряжками. Так же для бала был предусмотрен темный фрак со светлым жилетом и галстуком белого цвета. Офицеры приходили в форменном вицмундире, чулках и башмаках. В бальный зал следовало заходить без оружия, отстегнув саблю или шпагу в прихожей.

Танцевали обязательно в белых лайковых перчатках, соприкасаться во время танца голыми руками считалось неприличным.

Обязательной принадлежностью бала являлся нарядный веер, подходящий к бальному костюму. Популярными были складные веера из пушистых перьев и кружевные.

В ХIХ веке танцевали мазурку, вальс, польку, полонез и французскую кадриль. Чаще устраивались танцевальные вечера, на которые не нужны были пышные наряды.

Своими нарядами на балах удивляла жена миллионера Аврора Демидова, появлявшаяся одетой в простые белые платья с тонкой цепочкой на шее. На этом единственном украшении висел бриллиант, стоивший более миллиона рублей.

Бал был частью культуры ХVIII – ХХ веков и, как говорили в старину, что бал – это жизнь в миниатюре с ее интригами, странностями, обольщениями, со всем, что есть в ней сладкого и горького.


Крючкова Вера

Фоторепортажи
Министерство иностранных дел разрешило российским гражданам въезд в Египет

«Горячая линия» Путина

Национальная программа демографического развития РФ дает первые результаты


Опрос
Собираетесь ли Вы пойти на выборы?
Проголосовало: 2095
Архив опросов